[VIVAT INGUSHETIA ]

18:12
О результатах мониторинга нормативной базы Республики Ингушетия по вопросам общественного участия в социальном развитии ..
ОТЧЕТ
о результатах мониторинга нормативной базы Республики Ингушетия по вопросам общественного участия в социальном развитии (март 2010г., в рамках программы Южного регионального ресурсного центра)
База нормативных актов Республики Ингушетия на период проведения мониторинга включает свыше 6 200 актов, в том числе Конституцию РИ, конституционные законы РИ, законы РИ, указы Президента РИ, постановления и распоряжения Правительства РИ.
Общий анализ базы нормативных актов Республики Ингушетия показал, что нормативная база в сфере общественного участия в социальном развитии Республики Ингушетия неразвита. Отсутствуют основополагающие нормативно правовые акты, которые бы регулировали правоотношения в этой сфере.
Ссылки на возможное участие общественности в социальном развитии РИ в нормативных правовых актах РИ носят эпизодический характер. Порядок такого участия, как правило, не регламентирован.
Отсутствуют даже нормативные правовые акты, регулирующие обязательные процедуры общественного участия в управлении государством, предусмотренные ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

I. Перечень актов Республики Ингушетия

1. Действующие нормативные документы субъекта Федерации по направлениям:
1.1. Взаимодействие власти с гражданами и структурами гражданского общества:
• Закон Республики Ингушетия от 30 декабря 2008 года № 37-РЗ «О защите прав ребенка»
• Закон Республики Ингушетия от 8 октября 1997 года № 11-РЗ «О государственной молодежной политике в Республике Ингушетия»
• Закон Республики Ингушетия от 21 мая 1996 года № 9-РЗ «О физической культуре и спорте»
• Указ Президента Республики Ингушетия от 4 декабря 2008 года «Об общественной комиссии при Президенте Республики Ингушетия по защите прав человека»

1.2. Участие граждан в управлении делами государства:

• Конституция Республики Ингушетия, принята 27 февраля 1994 года
• Конституционный закон Республики Ингушетия от 31 марта 1997 года № 3-РКЗ «О референдуме Республики Ингушетия»
• Закон Республики Ингушетия от 8 июня 2009 года № 22-РЗ «О местном референдуме в Республике Ингушетия»
• Закон Республики Ингушетия от 27 декабря 2000 года № 32-РЗ «О сходах (собраниях) граждан в Республике Ингушетия»
• Закон Республики Ингушетия от 2 апреля 1999 года № 10-РЗ «О Съезде народа Ингушетии»
• Закон Республики Ингушетия от 31 декабря 2007 года № 61-РЗ «Об Общественной палате Республики Ингушетия»
• Закон Республики Ингушетия от 7 декабря 1999 года № 29-РЗ «О нормативных правовых актах Республики Ингушетия»
• Закон Республики Ингушетия от 4 марта 2009 года № 8-РЗ «О противодействии коррупции в Республике Ингушетия»
• Закон Республики Ингушетия от 30 июня 2009 года № 28-РЗ «Об охране окружающей среды»
• Постановление Правительства Республики Ингушетия от 17 июля 2009 года № 259 «О регламенте Правительства Республики Ингушетия»
• Постановление Правительства Республики Ингушетия от 30 сентября 2009 года № 339 «О молодежном правительстве Республики Ингушетия»

1.3. Поддержка государством гражданских инициатив:

Нормативных актов нет.

2. Действующие нормативные акты столицы РИ города Магас по направлениям:
2.1. Обеспечение участия граждан в осуществлении местного самоуправления в соответствии с рядом статей главы 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»:

Нормативных актов нет.

2.2. Обеспечение участия граждан в решении вопросов местного значения:

Нормативных актов нет.

3. Программы развития гражданского общества/поддержки НКО Республики Ингушетия и города Магас:

Нормативных актов нет.

II. Анализ законодательных актов

1. Действующие нормативные акты Республики Ингушетия по направлениям:
1.1. Взаимодействие власти с гражданами и структурами гражданского общества:

Закон Республики Ингушетия от 30 декабря 2008 года № 37-РЗ «О защите прав ребенка»
Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в целях создания правовых и социально-экономических условий для их реализации. Действие Закона распространяется на всех детей, находящихся на территории Республики Ингушетия.
В рамках проводимого мониторинга данный Закон представляет интерес в части возможного взаимодействия власти и структур гражданского общества в решении вопросов в этой сфере.
Согласно статье 9 Закона органы исполнительной власти Республики Ингушетия и органы местного самоуправления поощряют создание благотворительных фондов, благотворительную спонсорскую деятельность любых организаций и предприятий, граждан, направленную на оказание помощи детям, способствуют общественным объединениям и иным некоммерческим организациям, гражданам в создании учреждений социального обслуживания детей. Однако какие-либо конкретные меры поощрения и способствования, органы, отвечающие за взаимодействие власти и общественности в решении этих проблем, иные вопросы реализации этой нормы в Законе не прописаны. Подзаконные акты в целях реализации статьи 9 Закона в Республике Ингушетия не принимались.
При наличии в Законе декларативной нормы, предусматривающей возможность взаимодействия власти с гражданами и структурами гражданского общества в сфере защиты прав детей, такое взаимодействие при отсутствии дополнительных нормативных актов на практике невозможно.

Закон Республики Ингушетия от 8 октября 1997 года № 11-РЗ «О государственной молодежной политике в Республике Ингушетия»
Согласно преамбуле Закона, он определяет правовые, экономические и социальные условия осуществления в Республике Ингушетия государственной молодежной политики, направлен на обеспечение прав и свобод молодых граждан, прав молодежных организаций, а также на защиту их интересов во всех областях общественной жизни.
Для целей настоящего мониторинга представляют интерес статьи 18 и 19 настоящего Закона.
Статья 18 Закона регламентирует привлечение негосударственных организаций и граждан к социальной помощи молодежи. В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона привлечение негосударственных организаций, в том числе молодежных и иных общественных объединений и отдельных граждан к деятельности по оказанию социальной помощи, объем функций, передаваемых привлеченным организациям и гражданам, не ограничивается, если иное не предусмотрено законодательством. Часть 2 статьи 18 Закона устанавливает требования к договорам, заключаемым между указанными организациями или гражданами с государственным органом по делам молодежи. А частью 3 этой же статьи установлен запрет на деятельность негосударственных организаций и отдельных граждан по оказанию социальной помощи молодежи, не оговоренную договорами.
Таким образом, обязательность заключения договоров с органом государственной власти и запрет на деятельность в этой сфере вне рамок таких договоров ограничивает возможность как самой деятельности негосударственных организаций и отдельных граждан по оказанию социальной помощи молодежи, так и взаимодействия власти негосударственных организаций и отдельных граждан.
Статья 19 Закона предусматривает создание государственными органами и органами местного самоуправления необходимых условий для обеспечения прав молодых граждан на объединение в общественные организации. Но и эта задача не развернута, ни самим Законом, ни какими-либо подзаконными актами.

Закон Республики Ингушетия от 21 мая 1996 года № 9-РЗ «О физической культуре и спорте»
Закон определяет правовые основы создания условий для занятия физической культурой и спортом, утверждения здорового образа жизни, формирования потребности в физическом и нравственном совершенствовании, обеспечения всестороннего физического развития человека.
Законом в статье 6 закреплено поощрение создания общественных организаций физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, имеющих своей приоритетной целью развитие детского и юношеского спорта, спорта инвалидов, физкультурно-оздоровительного и спортивного туризма, а также развитие физкультурно-оздоровительного народного спортивного движения. Частью 3 статьи 6 Закона предусмотрена возможность оказания финансовой, материальной и организационной помощи общественным объединениям физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности.
Однако и в этом случае без принятия дополнительных актов взаимодействие власти и структур гражданского общества в сфере действия Закона затруднительно.

Указ Президента Республики Ингушетия от 4 декабря 2008 года «Об общественной комиссии при Президенте Республики Ингушетия по защите прав человека»
Указом, в целях совершенствования государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также содействия развитию институтов гражданского общества, образована Общественная комиссия при Президенте Республики Ингушетия по защите прав человека (далее – Комиссия), а также утверждены Положение об Общественной комиссии при Президенте Республики Ингушетия по защите прав человека (далее – Положение) и состав Комиссии.
Положением установлено, что Комиссия является консультативным органом при Президенте Республики Ингушетия, образованным в целях оказания содействия Президенту Республики Ингушетия в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, его информирования о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений Президенту РИ по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии.
К задачам Комиссии Положение относит подготовку предложений Президенту РИ по совершенствованию механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; систематическое информирование Президента РИ о положении дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина; организация проведения экспертизы проектов законов Республики Ингушетия и иных нормативных правовых актов, предусматривающих регулирование вопросов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений Президенту Республики Ингушетия; подготовка предложений Президенту Республики Ингушетия по вопросам взаимодействия с правозащитными общественными объединениями и их представителями; подготовка предложений Президенту Республики Ингушетия по вопросам становления институтов гражданского общества, расширения взаимодействия между общественными и государственными институтами; содействие разработке механизмов общественного контроля в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений Президенту Республики Ингушетия; содействие правовому просвещению населения; анализ обращений физических и юридических лиц, содержащих информацию о проблемах в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Положением Комиссии предоставлен ряд прав, из которых наиболее эффективным в деятельности Комиссии можно считать право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые информацию и материалы от органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц.
Решения Комиссии носят рекомендательный характер. Органы государственной власти и должностные лица, получившие рекомендации Комиссии, в установленные порядок и сроки рассматривают их и уведомляют Комиссию о принятых решениях. В необходимых случаях информация о рекомендациях Комиссии доводится до сведения Президента РИ.
Состав комиссии утвержден Указом. Порядок представления кандидатов в члены Комиссии не определен.
Анализируя Положение можно утверждать, что Комиссия не имеет каких-либо достаточных полномочий для оказания реальной помощи гражданам в случае нарушения их прав. Комиссия может лишь привлечь внимание Президента РИ к конкретным случаям нарушений прав граждан и общим проблемам в этой сфере. Без наделения Комиссии дополнительными полномочиями и установления ответственности должностных лиц в случае неисполнения решений Комиссии, существование последней не имеет смысла при наличии в республике института уполномоченного по правам человека.

1.2. Участие граждан в управлении делами государства:

Конституция Республики Ингушетия, принята 27 февраля 1994 года
Часть 1 статьи 31 Конституции РИ декларирует право граждан РФ участвовать в управлении делами государства в РИ как непосредственно, так и через своих представителей. Частями 2, 4 и 5 названной статьи предусмотрено права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, на равный доступ к государственной службе, участвовать в отправлении правосудия.

Конституционный закон Республики Ингушетия от 31 марта 1997 года № 3-РКЗ «О референдуме Республики Ингушетия»
Референдум Республики Ингушетия является высшим непосредственным выражением народовластия Республики Ингушетия и проводится в форме личного тайного голосования граждан РФ, проживающих в РИ, по вопросам, имеющим важное значение для жизнедеятельности населения Республики Ингушетия (ст. 1).
На референдум РИ могут быть вынесены вопросы, находящиеся в пределах полномочий Республики Ингушетия как субъекта Российской Федерации, а также вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Ингушетия, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
На референдум Республики Ингушетия обязательно выносятся вопросы об изменении статуса, наименования республики, ее разделения или объединения с другими субъектами Российской Федерации, изменения ее территории или границ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инициативой проведения референдума РИ наделены: не менее чем два процента граждан РФ, проживающих в РИ; Народное Собрание РИ по вопросам внесения изменений в главу 1 Конституции РИ, регулирующую основы конституционного строя РИ, если за это проголосовало не менее двух третей от установленного численного состава депутатов.
Конституционный закон подробно регламентирует процедурные вопросы реализации инициативы граждан о проведении референдума. Однако, при наличии минимально возможного (2 % от количества граждан, имеющих право на участие в референдуме) и максимально допустимого (2,25 количества подписей, которые необходимо собрать в поддержку референдума, Конституционным законом не предусмотрен порядок извещения инициативной группы о количестве граждан, имеющих право на участие в референдуме. А по смыслу статьи 24 списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляются участковыми комиссиями, которые формируются только после назначения референдума. При этом все процедуры строго ограничены во времени. Эти факторы в совокупности могут стать причиной невозможности реализации инициативы о проведении референдума.
Сам факт установления максимального количества подписей в поддержку референдума вызывает недоумение.
Более того, инициатива о проведении референдума столкнется с правовой коллизией, заключающейся в следующем. Согласно статье 8 инициатива принадлежит не менее чем двум процентам граждан, проживающих на территории РИ. А статьей 9 установлен минимальный барьер в два процента граждан, имеющих право на участие в референдуме. В референдуме имеют право участвовать только жители РИ, достигшие 18 летнего возраста (ст. 2). С учетом установленного статьей 9 максимального барьера подписей в 2,25 %, число представляемых в Избирательную комиссию подписей в любом случае будет противоречить либо статье 8, либо статье 9, что блокирует инициативу.
Следует также отметить, что Конституционным законом не отрегулирован порядок реализации инициативы Народным Собранием РИ.

Закон Республики Ингушетия от 8 июня 2009 года № 22-РЗ «О местном референдуме в Республике Ингушетия»
Закон регулирует вопросы проведения референдума по вопросам местного значения в пределах муниципального образования.
Правом инициирования проведения референдума обладают: граждане, имеющие право на участие в местном референдуме; общественные объединения, устав которых предусматривает участие в выборах и (или) референдумах; совместно представительный орган муниципального образования и глава местной администрации.
Закон подробно и достаточно полно устанавливает требования к процедуре инициирования местного референдума, сбору подписей, их представлению в избирательную комиссию, подготовке к проведению и проведению местного референдума, а также подсчету голосов и обнародованию результатов местного референдума.
Жесткие верхний и нижний барьеры представляемых подписей в поддержку инициативы, при отсутствии точных данных о гражданах, имеющих право участвовать в референдуме, может явиться барьером для инициативы. Списки участников референдума составляются также после назначения референдума.
Законом не предусмотрено право обжалования в суд отказа избирательной комиссии в проведении референдума.

Закон Республики Ингушетия от 27 декабря 2000 года № 32-РЗ «О сходах (собраниях) граждан в Республике Ингушетия»
Закон устанавливает правовые основы схода (собрания) граждан, порядок его созыва и проведения, а также принятия, изменения и исполнения его решений.
Сход (собрание) граждан является формой прямого волеизъявления граждан, проживающих на определенной территории, по вопросам, отнесенным законодательством к его компетенции. Сход (собрание) граждан проводится для решения вопросов местного значения в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек. Сход (собрание) граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом (ст. 1).
Сход (собрание) граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Сход (собрание) граждан, являющийся формой осуществления территориального общественного самоуправления, созывается в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления. Сход (собрание) граждан, являющийся формой выявления мнения населения, может созываться представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования или Народным Собранием - Парламентом Республики Ингушетия (ст. 6).
В зависимости от формы схода (собрания) граждан решение о проведении такового принимают представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, глава местной администрации, Народное Собрание - Парламент РИ.
Согласно статье 9 Закона подготовку, проведение схода (собрания) граждан, подведение его итогов проводит комиссия, члены которой назначаются представительным органом местного самоуправления или главой муниципального образования, главой местной администрации. Эта норма ограничивает контроль граждан за проведение схода (собрания).
Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.
Решение схода (собрания) граждан принимается открытым голосованием. Решение схода (собрания) граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, присутствующих на сходе (собрании) (ст. 14).
Решение, принятое на сходе (собрании) граждан, являющемся формой осуществления местного самоуправления, имеет обязательный характер для органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории данного муниципального образования, а также для граждан. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления муниципального образования, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт в течение 15 дней. Решение, принятое на сходе (собрании) граждан, являющемся формой выявления мнения населения, учитывается органами государственной власти РИ, органами местного самоуправления при рассмотрении соответствующих вопросов (ст.16).
Закон Республики Ингушетия от 2 апреля 1999 года № 10-РЗ «О Съезде народа Ингушетии»
Закон определяет статус, полномочия и порядок деятельности Съезда народа Ингушетии.
Съезд народа Ингушетии - орган народного представительства (ст. 1).
Срок полномочий избранных на Съезд народа Ингушетии представителей составляет пять лет. Срок полномочий представителей Съезда народа Ингушетии, входящих в его состав по должности, ограничивается сроком замещения соответствующей должности (ст. 3).
Съезд народа Ингушетии состоит из Президента Республики Ингушетия, депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия, представителей общественных объединений, религиозных конфессий, творческих союзов деятелей культуры и искусства, населенных пунктов Республики Ингушетия.
Председателем Съезда народа Ингушетии является Президент Республики Ингушетия.
Съезд народа Ингушетии созывается Президентом Республики Ингушетия по мере необходимости.
К полномочиям Съезда народа Ингушетии, установленным статьей 7 Закона, относятся: выражение отношения народа Республики Ингушетия к вопросам и проблемам, связанным с ее административной границей; заслушивание совместно с Народным Собранием Республики Ингушетия посланий Президента Республики Ингушетия к Народному Собранию Республики Ингушетия и обращений к народу; рассмотрение вопросов и проблем, затрагивающих интересы населения Республики Ингушетия, определение и вынесение на этой основе предложений и рекомендаций; рассмотрение иных вопросов, связанных с национальными и историческими особенностями Республики Ингушетия по предложению Президента Республики Ингушетия.
Решения Съезда народа Ингушетии принимаются большинством голосов от числа участвующих в заседании представителей и оформляются в форме постановлений. Решения Съезда народа Ингушетии, принятые в пределах его полномочий, носят рекомендательный характер и могут быть реализованы посредством нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Ингушетия (ст. 8).
Статьи 9 и 10 Закона устанавливают порядок выборов представителей на Съезд народа Ингушетии от общественных объединений, религиозных конфессий и творческих союзов и населения.
В связи с рекомендательным характером решений Съезда, его нельзя назвать прямым участием общественности в управлении делами государства.
Практика созыва Съезда показывает, что к его созыву прибегают Президенты РИ в случае необходимости принятия непопулярных среди населения республики решений, с целью переложения ответственности за принятие таких решений на население.
Закон Республики Ингушетия от 31 декабря 2007 года № 61-РЗ «Об Общественной палате Республики Ингушетия»
Общественная палата РИ призвана обеспечить взаимодействие граждан с органами государственной власти Республики Ингушетия и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод граждан и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти Республики Ингушетия и органов местного самоуправления. Общественная палата формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций.
Общественная палата формируется из восемнадцати граждан, утверждаемых Президентом Республики Ингушетия, и восемнадцати представителей структурных подразделений общероссийских и межрегиональных общественных объединений, а также республиканских и местных общественных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Ингушетия (ч. 1 ст. 6). При этом, 18 представителей от НКО избираются изначально сформированной комиссией из 18 человек, назначенных Президентом РИ. Кандидат на включение в состав Общественной палаты должен принадлежать к какому-либо общественному объединению.
Далее Закон устанавливает порядок назначения членов Общественной палаты, основания прекращения и приостановления их полномочий, структуру Общественной палаты и порядок ее работы.
Решения Общественной палаты принимаются в форме заключений, предложений и обращений и носят рекомендательный характер (ст. 17).
Общественная палата вправе по решению совета Общественной палаты проводить экспертизу проектов законов и программ социально-экономического развития РИ, нормативных правовых актов Правительства РИ, органов исполнительной власти РИ, проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления, либо, в связи с обращением Президента РИ, Народного Собрания РИ или Правительства РИ, проводить экспертизу проектов федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Ингушетия, проектов законов и программ социально-экономического развития Республики Ингушетия, проектов нормативных правовых актов Правительства Республики Ингушетия, органов исполнительной власти Республики Ингушетия и органов местного самоуправления (ст. 18).
Заключения Общественной палаты по результатам общественной экспертизы также носят рекомендательный характер (ст. 19).
Общественная палата осуществляет сбор и обработку информации об инициативах граждан и общественных объединений, организует и проводит гражданские форумы, слушания и иные общественные мероприятия по актуальным вопросам общественной жизни (ст. 20), ежегодно подготавливает и публикует в официальных печатных изданиях органов государственной власти РИ доклад о состоянии гражданского общества в РИ (ст. 21).
Следует отметить, что до настоящего времени Общественная палата не сформирована.
Закон Республики Ингушетия от 7 декабря 1999 года № 29-РЗ «О нормативных правовых актах Республики Ингушетия»
Закон призван определить понятие и виды нормативных правовых актов Республики Ингушетия и их соотношение между собой, порядок их подготовки, опубликования, действия, разъяснения и систематизации, а также определяет способы разрешения юридических коллизий.
Статьей 2 Закона определено понятие нормативного правового акта РИ и установлена система нормативных правовых актов РИ, в числе которых Конституция РИ, законы РИ о поправках к Конституции Республики Ингушетия, конституционные законы РИ, законы РИ, постановления Народного Собрания РИ, имеющие нормативный характер, указы Президента РИ, имеющие нормативный характер, постановления Правительства РИ, имеющие нормативный характер, постановления, приказы и инструкции органов исполнительной власти РИ, а также положения, указания, правила и другие акты, утвержденные ими, имеющие нормативный характер.
Для настоящего исследования представляет интерес глава IV Закона, регулирующая подготовку проектов нормативных правовых актов. Статья 19 Закона предусматривает возможность обнародования проектов нормативных правовых актов РИ для обсуждения. Однако, к сожалению, не предусмотрено обязательное опубликование таковых. Право обнародования проектов актов органы государственной власти не используют.
Во взаимосвязи с Законом представляет интерес Постановление Правительства Республики Ингушетия от 17 июля 2009 года № 259 «О регламенте Правительства Республики Ингушетия», которое устанавливает основные правила организации деятельности Правительства РИ по реализации его полномочий, в том числе порядок принятия соответствующих нормативных правовых актов. Регламентом вообще не предусмотрено обсуждение проектов с общественность. Тоже касается и иных органов власти.
Таким образом, органы государственной власти наделены правом обнародования проектов нормативных правовых актов для обсуждения, но не реализуют это право. У общественности отсутствует реальная возможность участия в обсуждении проектов нормативных правовых актов.
Закон Республики Ингушетия от 4 марта 2009 года № 8-РЗ «О противодействии коррупции в Республике Ингушетия»
Закон определяет в качестве предмета регулирования деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленную на создание эффективной системы противодействия коррупции в РИ (ст. 1).
Статья 11 Закона предусматривает общественную антикоррупционную экспертизу на коррупциогенность актов, которая может быть проведена по инициативе граждан, общественных объединений, саморегулируемых организаций, иных организаций.
Материалы общественной антикоррупционной экспертизы носят рекомендательный характер. Результаты общественной антикоррупционной экспертизы учитываются при проведении антикоррупционного мониторинга и подготовки программ противодействия коррупции (ч. 2 ст.11).
Какое-либо иное участие граждан и структур гражданского сообщества в противодействии коррупции Законом не предусмотрено.
Закон Республики Ингушетия от 30 июня 2009 года № 28-РЗ «Об охране окружающей среды»
Закон регулирует правовые отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую природную среду в пределах территории Республики Ингушетия.
Статьей 11 Закона предусмотрены права общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды. В числе таковых следует отметить право разрабатывать, пропагандировать и реализовывать программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды; право организовывать собрания, митинги и иные массовые мероприятия по вопросам охраны окружающей среды и принимать участие в них; право организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; право организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу и рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы.
Законом в статье 12 определена обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, а также должностных лиц оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. В этой же статье Закона предусмотрено, что при размещении объектов, деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.
Статья 33 Закона посвящена общественному контролю в области охраны окружающей среды. Формы контроля не определены. Результаты контроля подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти и местного самоуправления. Но относительно порядка рассмотрения результатов контроля Закон отсылает к действующему законодательству без указания конкретных процедур рассмотрения, и даже указания определенных актов, которыми следует руководствоваться при таком рассмотрении.
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 30 сентября 2009 года № 339 «О молодежном правительстве Республики Ингушетия»
Постановлением утверждены Положение о Молодежном правительстве Республики Ингушетия и Положение о проведении конкурса по формированию Молодежного правительства Республики Ингушетия.
Молодежное правительство является консультативным органом при, образуемым в целях вовлечения молодежи в решение социально-экономических проблем и участия в формировании кадрового потенциала республики из числа перспективных молодых специалистов.
Молодежное правительство формируется на конкурсной основе из молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, являющихся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Республики Ингушетия.
Организацию и проведение конкурса по формированию Молодежного правительства осуществляет Комитет по делам молодежи Республики Ингушетия.
По вопросам своей компетенции Молодежное правительство принимает решения в соответствии с утвержденным регламентом работы. Молодежное правительство в необходимых случаях направляет принятые решения на рассмотрение исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций.
По итогам заседания Молодежного правительства формируется пакет предложений для Правительства РИ. По итогам работы члены Молодежного правительства получают возможность стажировок в Правительстве РИ и участия в образовательных программах, семинарах и т.п., проводимых структурными подразделениями Правительства РИ.
Анализируя Постановление и утвержденные им положения, деятельность Молодежного правительства можно рассматривать не как участие граждан в управлении делами государства, а как поиск и отбор кандидатов на прохождение государственной службы.

1.3. Поддержка государством гражданских инициатив:

Нормативных актов нет.
2. Действующие нормативные акты города Магас по направлениям:
2.1. Обеспечение участия граждан в осуществлении местного самоуправления в соответствии с рядом статей главы 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»:

Нормативных актов нет
2.2. Обеспечение участия граждан в решении вопросов местного значения:

Нормативных актов нет.
3. Программы развития гражданского общества/поддержки НКО Республики Ингушетия и города Магас.

Нормативных актов нет

III. Список отсутствующих нормативных документов
1.1. Взаимодействие власти с гражданами и структурами гражданского общества:
• Закон РИ «О взаимодействии органов государственной власти РИ с некоммерческими организациями»
• Закон РИ «Об общественной экспертизе нормативных правовых актов РИ и проектов нормативных правовых актов РИ
Также необходимо принять целый ряд соответствующих подзаконных актов в целях реализации норм Законов РИ
1.2. Участие граждан в управлении делами государства:
• Закон РИ «О реализации права граждан на участие в управлении делами государства в Республике Ингушетия»
• Закон РИ «О порядке проведения публичных слушаний в Республике Ингушетия».
1.3. Поддержка государством гражданских инициатив:
• Закон РИ «О поддержке деятельности и инициатив общественных объединений»
В целях реализации этого закона Президенту РИ и Правительству РИ необходимо будет принять ряд подзаконных актов, а Народному Собранию РИ – поправки к Закону РИ «О бюджете РИ на 2010 год».
2.1. Обеспечение участия граждан в осуществлении местного самоуправления в соответствии с рядом статей Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»:
• Положение о правотворческой инициативе граждан
• Положение о публичных слушаниях
• Положение об обращениях граждан в органы местного самоуправления
2.2. Обеспечение участия граждан в решении вопросов местного значения:
Ряд положений о порядке решения вопросов местного значения по перечню ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
3. Программы развития гражданского общества/поддержки НКО субъекта РФ и административного центра субъекта РФ. Безусловно, необходимо принятие соответствующих программ развития гражданского общества, как на республиканском, так и на местном уровне.

Просмотров: 892 | Добавил: SUNJA | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]